Руководит разработкой начальник лаборатории «Гибридные и электрические силовые установки» Проектно-исследовательского института (ПИШ) МАИ Николай Иванов. По его словам, ключевым преимуществом проекта является унификация ключевых компонентов двигателей различной мощности. Это означает, что в конструкции двигателей для аппаратов от нескольких десятков килограмм до трех тонн используются схожие детали, что существенно снижает себестоимость производства и ускоряет процесс освоения новых мощностных рядов.
На данный момент уже завершены испытания двигателей для лёгких БПЛА массой до 100 кг, с мощностью от 1 до 10 кВт. Эти двигатели успешно прошли все необходимые тесты и готовы к серийному производству. Следующий этап — создание более мощных двигателей (от 20 до 100 кВт), предназначенных для аппаратов весом до нескольких сотен килограмм. Завершение разработки этой серии запланировано на 2025 год.
Особое внимание в МАИ уделяют импортозамещению. По словам Николая Иванова, практически все компоненты новых двигателей производятся в России. Инженеры МАИ тесно сотрудничают с отечественными производителями, обеспечивая полную совместимость конструкторской документации с технологическими возможностями заводов. Это гарантирует не только независимость от зарубежных поставщиков, но и более гибкий подход к производству, возможность оперативной доработки и модернизации двигателей в соответствии с потребностями рынка.
Кроме того, в проекте активно используется принцип модульности. Различные блоки двигателя могут быть заменены или модернизированы, что позволяет создавать двигатели с различными характеристиками на базе единой платформы, значительно ускоряя процесс разработки и снижая расходы.
В проекте также активно исследуется применение аддитивных технологий, в частности, 3D-печати. Использование 3D-печати позволяет создавать сложные по форме детали с высокой точностью, улучшать аэродинамику и снижать вес двигателя, что напрямую влияет на увеличение эффективности и грузоподъемности БПЛА.
Разработка новых электродвигателей в МАИ — это важный шаг в развитии отечественной беспилотной авиации. Унификация компонентов, импортозамещение и применение передовых технологий позволят создать конкурентоспособные двигатели для широкого спектра БПЛА, способствуя развитию российского рынка беспилотных технологий и укреплению технологического суверенитета страны. Ожидается, что новая линейка двигателей найдет широкое применение не только в гражданской сфере (доставка грузов, аэротакси), но и в военных приложениях.