Компания выступила генеральным подрядчиком по всем системам автоматизации. Благодаря этому комплексу город впервые в новейшей истории получил надежную защиту от разрушительного воздействия водной стихии.
Санкт-Петербург более 300 раз страдал от катастрофических наводнений. Первое из них произошло уже через три месяца после основания города, в августе 1703 года: тогда вода поднялась более чем на 2 метра. Первые попытки построить дамбу были предприняты еще в XIX веке, но воплотить задуманное в жизнь на тот момент технически было невозможно. К строительству серьезных защитных сооружений приступили только в 1979 году, однако этот проект в 1990 году был признан нецелесообразным и закрыт. Возведение дамбы вновь началось в 2003 году, а «Сименс» подключился к этой работе в 2005 году. Сегодня защиту от наводнений обеспечивает уникальная дамба, созданная на базе оборудования «Сименс». Это многофункциональный объект федерального значения: помимо защиты от катаклизмов, он входит в состав кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, а также решает энергетические задачи, поскольку через него проходит высоковольтный кабель. Главная особенность проекта состоит в его масштабности и воплощенных инновационных решениях. Общая протяженность защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге составляет 25,4 километра, что в несколько раз превосходит совокупную длину всех дамб в Нидерландах.
Основные инженерные элементы комплекса – два судопропускных сооружения, С-1 на юге и С-2 – на севере, шесть водопропускных сооружений и подземный автотранспортный тоннель. С-1 – самое сложное с технической точки зрения сооружение КЗС. Шлюзные ворота C-1 шириной 200 метров и глубиной 16 метров – единственные такие ворота в России, которые работают круглый год. В период наводнения С-1 перекрывается плавучими затворами, а в остальное время открыто для пропуска воды и прохода крупногабаритных судов. Каждая створка плавучего затвора представляет собой гигантское подвижное сооружение, оборудованное системой гибких кабелей для подачи электроэнергии и управления с берега. С-2 предназначено для пропуска небольших судов. Его ширина около 110 метров, а глубина – 7 метров. Установленный на нем подъемно-спускной затвор в период спокойной воды находится на дне, а во время наводнения конструкция поднимается с помощью гидравлических цилиндров и надежно перекрывает судоходный пролет.
К подрядчикам предъявлялись очень высокие требования по надежности оборудования. Компании «Сименс» был доверен самый сложный и ответственный участок работ – интеграция всех инженерных сооружений в единую систему управления. В этой связи важной задачей, которая была успешно решена, стало отлаженное взаимодействие с многочисленными партнерами. Специалистам «Сименс» удалось разработать комплексную систему управления КЗС, созданную на базе самых современных технологий автоматизации, которая остается современной даже спустя 10 лет непрерывной эксплуатации. Она включает функции самодиагностики, дублирования и резервирования. В рамках проекта было интегрировано значительное большое количество уникальных разнотипных приводных систем для плавучих затворов, выдерживающих сверхтяжелые нагрузки (от 130 до 2500 тонн).
Что касается электротехнических особенностей объекта, совокупная мощность энергообъектов КЗС в период зимнего максимума достигает почти 20 МВт – это примерно в 5-6 раз больше, чем требуется для обеспечения работы петербургской дамбы в летнее время с обычным уровнем энергопотребления. Для дамбы предельно важна надежность энергоснабжения. Чтобы ее обеспечить, при ведении проектных работ по системе электроснабжения для подбора оборудования, составления рабочих спецификаций и моделирование различных цепей электроснабжения использовалось ПО SIMARIS. Параллельно выполнялись традиционные расчеты согласно руководящим документа по ГОСТ. Такое двойное проектирование позволило добиться высокой достоверности результатов. Объекты системы электроснабжения КЗС реализованы на оборудовании «Сименс»: распределительные устройства среднего напряжения, низковольтные комплектные устройства и шинопроводы, а также релейная защита на подстанциях. Основными потребителями электроэнергии на КЗС являются механизмы сооружений, системы электроосвещения, безопасности, вентиляции.
«С открытием дамбы Санкт-Петербург впервые в своей истории получил современную высокотехнологичную систему защиты от наводнений на базе оборудования «Сименс». Мы гордимся тем, что уже на протяжении десяти лет наши решения подтверждают свою надежность и помогают противостоять природным бедствиям, от которых раньше город страдал практически ежегодно. Надеемся, что инновации «Сименс» и далее помогут делать современные города еще более безопасными и комфортными для жизни», – говорит Дмитрий Подгорбунский, директор управления «Интеллектуальная инфраструктура» «Сименс» в России.